Переславский железнодорожный музей

Сутягин Д.В.
Как я провел День железнодорожника
Иллюстрированный отчет
05-06.08.2000

Как и всякое важное дело, празднование Дня железнодорожника требует серьезного подхода. Можно конечно просто затариться водовкой и начать употреблять ее, сидя дома или в общаге. Только вот как-то все это пошло и банально. Как говаривал великий классик, "жизнь нужно прожить так, чтобы на следующее утро не было мучительно больно от выпитого накануне". Исходя из этого тезиса, было принято решение водку не пить, а устроить вылазку в Переславский железнодорожный музей-заповедник.

1. ПОДГОТОВКА

Для претворения этого плана в жизнь была сформирована группа из меня, Сутягина Дмитрия (г.Обнинск), и Александра Вершинина (г.Ростов-на-Дону). Подготовку к поездке мы начали с изучения маршрута. С этой целью мы внимательно проштудировали сайт музея. (На этом сайте есть достаточно подробное описание дороги до музея, только вот в этом описании встречаются и ошибки. Впрочем, об этом чуть позже.)

Созвонившись с одним из сотрудников музея, я договорился о встрече в музее и уточнил все детали.

Билеты на автобус до Переславля-Залесского (по 57 рублей) мы купили заранее. Как оказалось не зря – в день отъезда билетов в кассе уже не было.

2. ЕДЕМ В МУЗЕЙ

Поднявшись в 2:30 и наскоро собравшись, отправляюсь на вокзал и обнаруживаю, что водитель автобуса на Москву в 3:30 решил в Обнинск не заезжать. Ну что ж, едем на электричке.

Приехав на Киевский вокзал, обнаруживаю, что в метро начали менять турникеты. Часть старых турникетов уже заменена новыми, трехрогими. Как это часто происходит с такими же Питерскими турникетами, только что купленную карточку он не только не захотел признавать, но и убил ее.

Недолгое общение с дежурной показало три возможных выхода из сложившейся ситуации:
1. Общение с главным кассиром, к которому уже выстроилась очередь из 10-15 собратьев по несчастью.
2. Покупка новой карточки и проход через турникет старого образца.
3. Оплата штрафа в 155 рублей за неоплаченный проход. Присутствовавший при сем сержант мент-лимитчик изо всех сил пытался пустить меня именно по этому пути (ну любят меня метрошные менты!).
Я предпочел второй путь, подарив господину Гаеву 20 рубликов.

Погрузившись в автобус Москва-Кострома, отправляемся до Переславля. Странно, но ни в Москве, ни в Сергиевом Посаде никому не удалось уговорить водителя взять левого пассажира. Уж не знаю, чем их так пугает, но это еще одно подтверждение, что билеты лучше брать заранее.

Через 3 часа приезжаем в Переславль-Залесский. Помня о том, что вокзал узкоколейки расположен сзади автовокзала, обходим автовокзал кругом и с удивлением обнаруживаем, что никакой узкоколейки нет и в помине. Оказывается, старый автовокзал уже давно не используется, автобусы приходят на новый, расположенный километра на полтора раньше.

По пути на всякий случай спрашиваем местных жителей. Никто из них об узкоколейке даже не слышал. Будь мы не такими упертыми, текст этого отчета закончился бы на этом месте словами: "Узкоколейки в Переславле нет, об этом нам рассказали местные жители"…

Проходим эти самые полтора километра, спускаемся с горочки и слева видим стоящее к нам боком здание старого автовокзала. Cтекол в окнах нет, следов кассы нет… В платном туалете, сделанном из армейского прицепа, находим единственную живую душу и спрашиваем у нее, ходят ли поезда. Оказывается, поезд в 12:00, отмеченный в расписании на сайте, как дополнительный по субботам и воскресеньям, уже давно отменен. Следующий поезд отправляется только в 17:00.

С тоской смотрим на заросшие травой пути станции. Не поверите, но на фотографии – два пути!

Уж не знаю, почему мне так не хотелось далеко отходить от узкоколейки, но я настоял на том, что гулять по Переславлю мы не идем, а сидим здесь 5 часов, до прихода поезда. Шестое чувство меня не обмануло – только мы зашли за угол и пристроились поесть в придорожном кафе, как раздалось урчание дизеля и тепловозный гудок. Выскочив из-за стола, и набегу дожевывая кусок резинового бифштекса, мы побежали обратно. На станции стоял тепловоз ТУ4-1984. Один, без вагонов.

Оказывается, машинист тепловоза просто привез в город, на автобус, свое семейство.

На нашу просьбу подбросить нас до музея машинист откликнулся сразу. После недолгой сцены прощания машиниста с дочкой и внучками, нам было разрешено погрузиться в кабину.

Протяжный гудок и мы отправляемся. Проехав немного по живописным местам, тепловоз останавливается. Мы доехали до музея "Ботик Петра Первого". Оказывается, здесь не так много народу ездит до паровозного музея. Узнав, что нам нужен совсем другой музей, машинист, посоветовавшись с внуком, решает ехать дальше.

Дальше путь еще интереснее – кусты подступают к путям настолько близко, что местами образуют своеобразные тоннели, проломанные самими тепловозами. Высовывать из окна голову на ходу просто опасно.

Состояние пути весьма плачевное – рельсы кривые и уложены полусгнившие бревна вместо шпал. На ходу тепловоз качает на каждом стыке. Скорость не превышает 35 км/ч. Но даже на такой скорости не редки сходы с рельс. На этот случай на тепловозе имеются специальные приспособления в виде огромных гусиных лап для закатывания сошедшего подвижного состава обратно на рельсы.

Доехали до разъезда 48-й километр. Машинист показывает нам ветку, ведущую в музей и мы, расплатившись, собираемся выходить… Но по стечению обстоятельств, вылезли мы гораздо ближе к музею.

3. В МУЗЕЕ

К нам тут же подошел коротко подстриженный молодой человек – директор музея Сергей Дорожков. Поскольку в наши планы входило остаться в музее на два дня, мы не стали его отвлекать от приема других посетителей музея, немного побеседовали с другим сотрудником музея – Артуром Берзиным и начали самостоятельно осматривать технику.

Наибольшее внимание я уделял, естественно, паровозам Гр-269 (фото 1, 2, 3) и Фт-028, ранее работавшим на детской железной дороге. К сожалению, паровоз Фт стоит сейчас в глубине депо, где условия для съемки совершенно не подходящие. Нормально сфотографировать его мне не удалось. 8-(

Остальные экспонаты я особо фотографировать не стал. Если вам интересно, загляните на сайт музея, в раздел "Экспонаты". Только учтите, что в натуре многие экспонаты выглядят гораздо лучше, чем на фотографиях с сайта. Так, например, мотовоз МД-54 до конца отремонтирован и сейчас сверкает свежей краской.

Самое интересное в этом музее то, что почти все экспонаты можно не только разглядывать из-за ограды, но и пощупать, залезть внутрь. (Гр-269 снаружи и изнутри, п-4-469 снаружи и изнутри).

Все экспонаты музея – это не какие-нибудь макеты, которые только снаружи выглядят, как настоящий паровоз, а вполне рабочие машины. Не реже, чем два раза в год каждая машина обязательно выезжает из депо. (Если паровоз или тепловоз долго не ездит, он начинает медленно умирать).

Утюгоподобный деревянный снегоочиститель регулярно используется по назначению каждую зиму. (Вид изнутри)

А вот немецкий деревянный пассажирский вагон теперь используется гораздо реже – все-таки он деревянный и размолотить его на плохой дороге ничего не стоит.

Чаще всего (по несколько раз в день) ездит мотодрезина Калужского завода (кстати, это совсем не та самодельная дрезина, что показана на сайте музея). На этой дрезине катают любителей острых ощущений. Вернувшись в депо, народ тихонько повизгивает от восторга.

К вечеру поток посетителей иссяк и мы, нахально сожрав все хозяйские пельмени, приступили к расспрашиванию и выведыванию. Нам была показана целая груда всяких интересных штучек и картинок. В находящемся рядом с депо сарае обнаружился целый склад обрубков рельсов самого экзотического сечения, гора стрелочных и сигнальных фонарей, несколько электрожезловых аппаратов, коллекция станционных колоколов.

Когда уже начало темнеть, мы увязались за одним из сотрудников музея и поехали перевести дальнюю стрелку, чтобы утренний поезд случайно вместо города не заехал в музей (бывало и такое). Надо сказать, мотодрезина, разогнанная до 40 километров в час действительно производит весьма интересное впечатление. По рассказам ребят, они разгоняли эту дрезину аж до 80-85 км/ч. Могу себе представить, каково было на ней ехать…

Кстати, когда едешь по этому пути на тепловозе, обзор из кабины гораздо лучше и примыкания худо-бедно видны издалека, а вот при езде на мотодрезине стрелки неожиданно появляются из травы всего в 3-4 метрах от тебя, так что ездить на ней по незнакомой дороге я бы не стал.

Вернувшись в депо, мы еще долго беседовали с Сергеем Дорожковым. Вскоре к нашей компании присоединился деповский кот с вполне мотовозной кличкой МУЗ. (После небольшой дискуссии мы пришли к единому мнению, что урчит он по-дизельному и должен называться скорее МУЗд…)

На память о посещении музея мне была подарена когда-то открученная от тепловоза ТУ4 эмблема Камбарского машиностроительного завода.

Около 2 часов ночи мы все-таки легли спать прямо в депо, в небольшой комнатке, оборудованной для ночлега. (Кстати, довольно забавный запах к фумитокса, разогретого керосиновой лампой).

4. ВОЗВРАЩЕНИЕ

На следующий день, ближе к обеду мы отправились в обратный путь. До Переславля нас подбросил на своем УАЗике Сергей Дорожков.

Поскольку пассажирского сообщения с Переславлем по железной дороге нет, все местное население выбирается "за границу" на автобусах. Автобусы ходят редко и билетов на них нет. Водители, как я уже говорил, очень неохотно берут левых пассажиров (хотя и берут) и мы решили воспользоваться альтернативным транспортом – такси. Проезд на такси от Переславля-Залесского до Сергиева Посада (Загорска) стоит 75 рублей с носа.

Из Загорска можно добраться до Москвы либо на электричке, либо зелененькими автобусиками IVECO, которые ходят ну очень часто. Билет на них стоит всего 20 рублей. Автобусы уходят с площади прямо перед жд вокзалом, причем ходят по расписанию, а не по заполнению. Приходит автобус на ВДНХ.

Вернувшись домой, я начал выгружать трофеи…
То что "крылышки" от тепловоза привели в восторг моего сына – это понятно, но вот почему на них так же отреагировал мой кот – для меня загадка. Увидев их, он тут же прибежал из другого конца комнаты, начал их обнюхивать со всех сторон, а потом, почуяв что-то родное, стал тереться об них боками…

5. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СПРАВОК

  • Физическая карта района (осторожно, 325 кб!)
  • Схема Переславской железной дороги, составленная Д.Зиновьевым
  • То же, но исправленное мной.
  • Гостиница "Переславль" в Переславле-Залесском.
    Двухместный номер в ней стоит 360 рублей в сутки.
  • Находящаяся в том же доме гостиничная контора "Номера"
  • Расписание автобусов от Москвы до Переславля и обратно

    Ну вот, собственно и все!
    Вы дочитали это до конца? СПАСИБО! ;-)

    С уважением Сутягин Дмитрий.

    Hosted by uCoz