06-08.07.2001
Снова в ПЖМЗ

На прошлой неделе я снова побывал в Переславском железнодорожном музее-заповеднике.

Собственно, меня уже давно туда приглашали, да все времени не находилось. И вот теперь, из-за стечения нескольких обстоятельств (растопка паровоза, возможность встречи сразу с несколькими друзьями, возможность удобно добраться до музея вместе с ними, на машине, да плюс еще огромное желание отдохнуть от работы) я решил плюнуть на всю работу и сорваться в Талицы…

Собирался поехать с Максом, да жена вдруг запротестовала – не известно, когда и чем будем питаться, где и сколько спать и т.д. В итоге, пришлось от этой затеи отказаться и ехать одному. А жаль…

Впрочем, попробую рассказать обо всем по порядку.

ПЯТНИЦА

День начался с командировки в Москву. Коварный план был уже готов: по выполнении задания высокого начальства, звоню в офис и сообщаю слегка ошалевшему директору о том, что до понедельника я на работу не вернусь. Раздачу "слонов" назначаем на понедельник. ;-)

Созваниваюсь с друзьями с Кратовской ДЖД и договариваюсь о месте и времени встречи. Час "Икс" назначаем на 18:00 (окончание рабочего дня).

Кое-как пытаюсь перекантоваться до конца рабочего дня. Время убил очень даже удачно: на часок был задержан бдительными сотрудниками милиции при попытке фотографирования секретного объекта – турникетов при выходе на пригородные платформы. Тем не менее, на встречу успеваю.

Отъезд в Талицы назначаем на 22 часа. (Почти удалось – выехали в 22:18)

Немножко проезжаем по МКАДу и выруливаем на Ярославское шоссе. Промелькивают автомобильные развязки, обозначенные снизу мигающими лампочками. Проскакиваем какое-то придорожное кафе, перед которым в свете фар выстроилась добрая дюжина девиц. Не раз видел подобные "построения" в Москве, на Тверской, но не думал, что с таким же размахом они могут происходить и на трассе, в нескольких десятках километров от Москвы.

Едем дальше. Из радиоприемника звучит какая-то новомодная группа. Пока еще можно и это…

Чуть заполночь подъезжаем к Переславлю-Залесскому. Спускаемся с горочки, и прямо за указателем "PETR I BOATH" сворачиваем налево. Дальше ведет узкая извилистая дорожка. То и дело в свете фар светятся красно-белые елочки, указывающие направление следующего поворота.

Пересекаем узкоколейный переезд, проезжаем еще немного и сворачиваем на лесную дорожку. Хорошо, что сейчас лето – летом она вполне проходимая, только в одном месте стоит огромная лужа, вокруг которой уже проложен объезд.

В лесу встречаем аборигена, в равной мере небритого и пьяного. Его ошалелый взгляд, провожающий нашу машину, просто не поддается описанию. С чего бы это?

Еще несколько минут и мы уже перед воротами музея. Директор музея Сергей Дорожков заранее знал о нашем приезде, поэтому ждать нам долго не пришлось: один раз посигналив, разворачиваемся и едем к задним воротам музея. Сергей уже открывает нам ворота.

Обнаруживаем в музее Стаса – еще одного позднего гостя, оставшегося ночевать в депо.

Все уже немного устали после рабочего дня и переезда, поэтому решаем чуток перекусить и сразу ложиться спать... Через четыре с лишним часа оживленной беседы замечаем, что мы слишком сильно отклонились от намеченного плана. Все-таки ложимся спать.

СУББОТА

Сегодня день не слишком напряженный, поэтому просыпаемся уже в одиннадцатом часу. Как и положено директору музея, Сергей встает первым и включает на все депо Гимн Советского Союза. Еще тот, старый, с упоминанием Сталина в тексте. Музей-то – заповедник 30-х - 40-х годов, там другую музыку громко включать не положено! ;-) Вообще, в фонотеке музея наиболее ходовые кассеты – Утесов, немецкая, американская эстрада 30-х годов, много джаза. Так что все выходные я отдыхал от современной музыки.

Кстати, что интересно – все эти дни я отдыхал еще и от фотоаппарата. Обычно как только у меня появляется в руках камера, одновременно появляется желание что-нибудь снимать. За все время пребывания в ПЖМЗ такого желания не появилось. Странно…

Неспешный завтрак прерывается появлением первых туристов. Большая часть нашей компании отправляется на рынок в Переславль-Залесский. Мы же с Сергеем и Стасом остаемся "по хозяйству". На пару с Сергеем водим по музею посетителей.

Классические музейные экскурсии с традиционными "посмотрите налево", "посмотрите направо" в ПЖМЗ не практикуются. Обычно кто-то из сотрудников музея просто водит двух-трех посетителей по музею, рассказывает об экспонатах, отвечает на вопросы.

Кроме разнообразной железнодорожной техники в депо стоит несколько автомобилей из коллекции военно-исторического клуба РККА. Наибольшее внимание привлекает довоенный броневичок на базе Эмки. Не намного меньше восторгов вызывает грузовик ЗиС-5 с красным транспарантом на борту: "Граждане, вносите свои сбережения на ремонт подвижного состава".

На мой же взгляд, одним из наиболее интересных экспонатов является Коломенский паровоз 157. Сейчас во всю идет его реставрация. Пока что он представляет собой голый, обмотанный теплоизоляцией, но еще не обшитый котел, установленный на экипажную часть. Крышка дымовой коробки еще открыта, можно заглянуть внутрь и посмотреть, как устроен паровозный котел.

Еще один экспонат, вызывающий особый интерес посетителей – ручная дрезина ("велосипед"), на которой можно за небольшую плату покататься. Сейчас ее немного усовершенствовали: установили скамеечку для пассажиров, кататься стало гораздо удобнее. Больше половины посетителей музея с удовольствием катаются на ней.

После обеда, дабы не набирать лишнего жирка, мы тоже отправляемся покататься на "велосипеде" (для своих – бесплатно! J ). От депо путь идет с небольшим уклоном, разгоняться легко. С грохотом колес и рычанием шестерен скрываемся за поворотом. Здесь уже трава подступает к самым рельсам, рама дрезины колышет траву и тучи потревоженных комаров и оводов начинают кружиться над нами. (Злые языки утверждают, что в Переславских болотах налажен серийный выпуск комаров для всей России и ближнего зарубежья!) Все! Так больше нельзя – возвращаемся!

Возвращаемся… Но до сих пор мы ехали под горочку, а теперь то – в горку, и ручку теперь уже надо крутить на полную силу! Хорошая тренировочка!

Покатались и хватит, пора бы заняться делом! Стас срезает дёрн на месте будущего пути в третье стойло депо, я таскаю старогодние шпалы (вечером они пойдут на растопку паровоза).

В музей заносит очередную волну туристов. Прерываем хозяйственные работы и ведем очередную экскурсию.

Завтра утром должна приехать большая группа иностранцев. Специально для них заказан рейс с паровой тягой. Для этого сегодня ночью нам предстоит растопить паровоз Кп-4-469. Кстати, точно такой же, как тот, что стоит на постаменте перед станцией Жовтневая Запорожской ДЖД.

Волна посетителей схлынула, начинаем выкатывание паровоза из депо. Надо сказать, дело это куда более тяжелое, нежели давно знакомое мне выкатывание тепловоза ТУ2. Паровоз хоть и легче тепловоза почти в два раза, да вот прокрутить паровые машины не так просто! Ох, не зря при перегоне паровозов с них снимают дышла!

Сергей пригоняет к воротам депо ГАЗ-63 и цепляет его тросом к крюку паровоза. Ох, напрасно у ГАЗончика передний ведущий мост заменили обычным, от ГАЗ-51! Грузовичок роет колесами землю, а паровоз ни с места.

Еще одна попытка. Теперь я орудую паровозной лапой, Стас толкает паровоз руками, Сергей напрягает ГАЗон. Получилось! С недовольным сопением паровоз трогается с места. Однако, расслабляться рано – если тепловоз можно просто стронуть и дальше лишь немного подталкивать, паровоз надо пихать постоянно.

Все! Паровоз выкачен из депо. Через пару часиков можно начинать растопку.

Вместо очередной порции туристов из леса появляются старые знакомые из паровозного музея в Шушарах. Вот это неожиданность!

19 часов. Солнце уже не так сильно печет, можно заняться облагораживанием клумбы у входа в музей. Сергей готовит рассаду, Лена закапывает ее в землю, я заливаю место преступления водой. То ли рассада такая свободолюбивая, то ли закопана слишком мелко, то ли воды слишком много, но после полива половина рассады ложится набок.

Рассады слишком много для одной клумбы, решаем облагородить еще и территорию вокруг сарая с инструментом. Разделение обязанностей то же. Докопались до фундамента сарая. Если завтра сарай не рухнет – все будет хорошо!

21 час. Юрик, помощник машиниста, еще не появился. Начинаем растопку паровоза без него. Сперва в ход идет смоченная в мазуте тряпка и немного досок. Следом в топку идут уже нормальные дрова. Из трубы паровоза появляется первый дымок. Пока еще он едва виден, но ведь еще не вечер! ;-)

Периодически начинает накрапывать дождик.

Часам к 23 толпа вокруг паровоза постепенно рассасывается, остались лишь самые стойкие. Котел над топкой уже стал теплым. Вообще, надо сказать, растопка паровоза – дело не терпящее спешки. При слишком быстром разогреве котла из-за неравномерности нагрева может произойти даже его деформация. Поленца летят в шуровочное отверстие топки не часто, но регулярно. Над трубой паровоза уже вовсю клубится сизоватый дым. В будке паровоза неспешные разговоры.

Появился Юрик. Все эти дни он торчал в Москве, на выставке Автоэкзотика. Там выставлялся еще один экспонат музея – Эмка, ГАЗ-М61. Завтра ему еще ехать на паровозе, поэтому для него – уже отбой.

К полуночи начало прогреваться уже грязевое кольцо котла. Скоро можно будет начинать поднимать давление в котле. В будке паровоза нас осталось трое, остальные отправились спать. На котле паровоза сушатся свежевыстиранные парадные штаны директора. Из приоткрытой дверцы шуровочного отверстия топки уже во всю пышет жаром.

На улице темно, через ворота депо виден подсвеченный лучом прожектора паровоз Гр. Зрелище почти феерическое. Сфотографировал, но получилось не так загадочно, как было в натуре.

Гр-269

Еще час и мы остаемся в паровозе вдвоем с Сергеем. Где-то за лесом погромыхивает гроза, у нас же лишь накрапывает несильный дождь. Давление в котле постепенно растет. Свисток паровоза уже даже способен издать какое-то шипение. Выглядываю из будки, чтобы еще раз полюбоваться дымком, вьющимся над трубой и вдруг вместо дыма вижу над трубой яркую голубую вспышку. Некоторое время пытаюсь сообразить, что же это было и лишь после далекого раската грома до меня доходит: это была всего лишь молния над лесом. ;-)

Три часа ночи. Давление в котле уже больше полутора атмосфер. Через час должен подойти Сергей Иванович, машинист, который завтра поведет паровоз. Решаем его не дожидаться, а закинуть побольше свежих дров и ложиться спать.

Сергей отправляется в душ и спать. Я дожидаюсь, пока прогорят старые дрова, подбрасываю новых и иду тем же путем. Уже почти 4 утра. В предбанничке перед душевой встречаю Сергея Ивановича. Перекидываемся парой слов и я все-таки иду спать. Подъем назначен на 6 утра.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

В 6 утра начинает истошно верещать будильник. Я давно знал отношение Дорожкова к этому вражьему изобретению, но такого даже от него не ожидал: после минуты непрерывного звона будильник теряет надежду нас разбудить и прекращает звенеть, а еще спустя десяток секунд Сергей мощным ударом забивает кнопку будильника до основания.

Все это я наблюдаю сквозь полудрему и лишь через несколько минут до меня доходит, что это же был сигнал к подъему!

Иностранцев ожидается больше 60 человек, поэтому одним вагоном не обойтись. В 7:20 паровоз уже должен уйти в Вёксу за вторым вагоном. Да и первый вагон надо еще поставить на другой путь перед паровозом. Для ускорения процесса, решаем мотовоз не заводить, а все маневры выполнить старым народным способом "Эй, ухнем"!

Без особой натуги выталкиваем вагон за входную стрелку (это же не паровоз!). Несмотря на старые набивные буксы с подшипниками скольжения, вагон идет легко и мы даже не пытаемся его тормозить. Вагон скрывается за поворотом, а мы идем назад, к депо. Все равно движения по участку пути от музейного депо до основной ветки (до разъезда 48-й км) никакого нет.

Как потом выяснилось, вагон укатился почти на километр! Однажды таким же способом со станции выталкивали торфовоз с буксами на роликовых подшипниках. Одного хорошего толчка хватило на то, чтобы потом его долго-долго искали. В поисках заехали так далеко, что уже даже высказывались предположения, может он сошел с рельсов и перевернулся в болото, а место крушения не заметили и проехали.

Отправление Кп-4-469

7:20 паровоз отправляется от депо. До места встречи с вытолкнутым со станции вагоном кто отправляется пешком, кто на тендере паровоза. Я же остаюсь старшим по музею.

Ночью удалось поспать всего пару часов, поэтому поудобнее устраиваюсь подремать за рулем супер-джипа ГАЗ-67Б, стоящего у ворот депо. Подремал 15 минут, после чего начался почти сплошной поток посетителей.

Я за рулем ГАЗ-67Б

Некоторые из них уже слышали о предстоящей растопке паровоза и приехали на нее посмотреть, но никто из них не ожидал, что паровоз могут растопить ночью и уже так рано он уйдет из депо. Самые терпеливые остаются дожидаться его возвращения.

Народ бродит по территории музея, как водится в ПЖМЗ, лазает по паровозам и вагонам. Моя же задача лишь следить за порядком, ловить новые группы посетителей и рассказывать им об экспонатах музея.

Самая первая за сегодня парочка, разбудившая меня в ГАЗ-67Б, уже достаточно нагулялась по музею и теперь устроилась в кабине ЗиСа целоваться.

Около 10 часов к воротам музея подъезжает два автобуса Мерседес. На них и привезли иностранцев в Переславль-Залесский. Иностранцы пересели на поезд и поехали в музей, а обратно – уже автобусами.

Ближе к 11 часам приехал и поезд. Толпа иностранцев вывалила из вагонов и побежала фотографировать и снимать на видео все подряд. (Черт побери! Как же они отличаются от нас даже внешне! Наши туристы прежде чем что-то сфотографировать еще миллион раз спросят, можно ли это делать. А если спрашивать и не будут, то сфотографируют тайком, воровато озираясь вокруг. Кошмар! До чего мы докатились!)

Машинист паровоза и его помощник получил в подарок по красной бандане. Использовать их по прямому назначению нельзя – ни у того, ни у другого внешность никак не вяжется с банданой. Начали искать другие варианты: для платочка маловат, а вот для повязки на лицо – в самый раз! Хоть сейчас садись на коня и иди грабить поезда!

Для удобства съемки паровоза, современные вагоны откатили за границу станции, а к паровозу прицепили гораздо более интересные вагоны постройки конца 19 века. Несколько раз прокатились с этим поездом по станционным путям, народ поснимал это все на видео и в спешном порядке побежал в автобусы – организаторы тура на осмотр музея отвели всего 45 минут.

Забавнее всего было наблюдать коренастого японца средних лет, на бегу складывающего фотоштатив. Поймав на себе мой взгляд, он рассмеялся, остановившись, сложил штатив и побежал дальше.

Все! На сегодня суматоха закончена. Дальше день пойдет в обычном режиме. Осталось отогнать чужой вагон туда, где его взяли и можно гасить паровоз.

Все желающие покататься снова грузятся на тендер. За поворотом прицепляем вагоны перед паровозом и большая часть туристов пересаживается в них. Я же остаюсь в тендере, на месте кочегара. Паровоз идет на нефтяном отоплении, поэтому на ходу нужды в кочегаре никакой. Сижу, любуюсь окрестностями. Но особо отвлекаться на них нельзя – то и дело приходится пригибаться, чтобы не получить ветками деревьев по лицу.

Временами паровоз выдает клубы сизого дыма с родным запахом тепловозного выхлопа – нефтяное отопление дает о себе знать.

Приехали. Отцепляем один вагон. Теперь паровоз пойдет тендером вперед, а вагон за ним. Я перебираюсь из тендера в будку паровоза. Жарко! Температура никак не меньше 35 градусов, да плюс еще из топки временами вырываются клубы дыма.

С протяжными гудками приближаемся к переезду. На переезде нам уступает дорогу микроавтобус. Пассажиры высовывается в окна, машут руками. По приезде обратно в депо, снова встречаем этот же микроавтобус. Оказывается, они ехали именно в музей.

Юрка гасит паровоз. Давление в котле 10 атмосфер, быстро сбрасывать его нельзя, поэтому паровоз еще долго сможет радовать посетителей музея звучными гудками. Большинство посетителей хочет сфотографироваться рядом с пышущим паром локомотивом. Один озорной свисточек и очередной фотографирующийся отскакивает от паровоза. ;-)

А почему мы бы и нам не сфотографироваться на память? Собираемся всей толпой перед паровозом. Я ставлю камеру на штатив и включаю автоспуск. Растопка паровоза – дело не слишком частое в ПЖМЗ, поэтому на фотографии обязательно должно быть видно, что паровоз под паром! В самый последний момент перед съемкой Юрка дает пар и вся толпа скрывается в его клубах.

Уже зная, чего ожидать, идем к камере и смотрим, что получилось. Красивый кадр, но на 90 процентов состоящий из пара. Повторяем попытку. На этот раз пар пускаем чуть позже. Теперь кадр лишь на 60 процентов заполнен паром, но лиц все равно нет. Посетители музея уже с интересом наблюдают за нашей веселой компанией.

С шестой попытки кадр удался! (Эх, как хорошо иметь цифровую камеру – на обычной пленочной я бы уже давно остановился и сказал, что все получилось.)

У паровоза
Сергей Вальцев Лена Косарева Юра Елякин Катя Косарева Дмитрий Сутягин Саша Сергей Дорожков Алексей Шишин У паровоза

Пора собираться домой, иначе я просто не успею на последнюю электричку, а мне в понедельник обязательно надо появиться на работе, иначе это станет моей последней поездкой куда-либо. В 18 часов уезжаем в Москву. В ответ на прощальное бибикание слышится звучный гудок паровоза…

Как жаль, что Макс не поехал со мной – это было бы ярчайшим воспоминанием на всю оставшуюся жизнь. Как хорошо, что я все-таки поехал сам – такого отдыха у меня не было уже давно! Спасибо ПЖМЗ!



Hosted by uCoz