ДАТА: 30 июня 2001 года
МАРШРУТ: Санкт-Петербург-Финляндский - Зеленогорск - База запаса Зеленогорск - Зеленогорск - Санкт-Петербург-Финляндский - Санкт-Петербург-Главный
УЧАСТНИКИ: Дмитрий Сутягин (Обнинск), Игорь Копайсов (Санкт-Петербург)
ЦЕЛЬ: Определение местонахождения базы запаса Зеленогорск, изучение возможности проникновния на базу, выяснение нынешнего состояния
На вокзале оказались около 14 часов. Купив за свои кровные билеты до Зеленогорска (6 зона, 18 руб. штука) отправились изучать недавно установленные турникеты. Стоят они при выходе из главного вокзального здания на платформы. Раньше это была открытая лоджия с колоннами, построили стенку (со стороны платформ) и установили штук 15 турникетов. (Причем, часть из них аналогичны турникетам Питерского метро, а часть - со стеклянными распахивающимися дверцами.) Игорь воспользовался сим чудом техники впервые в жизни, Дима человек опытный - не раз такую процедуру в Москве проходил.
На вокзале, на 3 пути, стоял серо-синий "Сибелиус" (пассажирский поезд VR - Железных дорог Финляндии - единственный поезд формирования страны дальнего зарубежья, заходящий в Россию), прибывший из Хельсинки. Пассажиры уже все вышли. Дима только успел сделать пару фоток, как "Сибелиус" потянули в отстой до отправления назад через 3 часа.
Мы же побежали на свою электричку до Гаврилово, отправлением
В Шувалово лишний раз получили подтверждение, что движение по северному участку Малой Октябрьской (Озерная - Береговая) вряд ли будет осуществляться в этом году. Путь совмещенной колеи (там где платформа МОЖД Шувалово), да и соседние пути забиты товарными вагонами. Оказывается, предприятия, к которым ведут подъездные пути совмещенной колеи 1520/750 мм, в этом году резко повысили свою активность. Станция не справляется с обработкой вагонов для них, потому ДЖД на эти пути не пускают
В тупике, в нечетной (южной) горловине, стоит паровоз
Благополучно пережили проверку билетов :-)
На базу запаса мы поехали "на удачу", даже не зная толком где она. Теперь знаем! Точное место расположения базы отмечено на карте.
Как добраться. Автобус 231 от привокзальной площади на Решетниково до остановки "База". Автобус, судя по расписанию, ходит с интервалом 50 минут. Вариант 2 - то же самое, но пешком от вокзала по шоссе Зеленогорск - Огоньки (старая М10), у знака "Зеленогорск-Конец", повернуть налево на шоссе, выходящее на стратегическую бетонку (северное полукольцо вокруг Петербурга) и далее в Рощино, по шоссе идти до второго переезда, через 300 м после которого, будет та самая остановка. От остановки видна бетонная стена с металлическими воротами (ворота закрыты, но в них - калитка), а вдалеке - ряд тепловозов 2М62.
Мы же "пошли своим путем"! От вокзала по автодороге, идущей вдоль северной стороны железной дороги (прямо от вокзала) в направлении Ушково. Примерно через километр будет кирпичное здание с железнодорожной "птичкой" и надписью
Впереди показался забор с въездными воротами (закрытыми), а рядом - свободный проход. Заходим, видим впереди много 2М62 и электричек. Короткими перебежками доходим до какого-то здания, рядом с которым припаркован голубой Запорожец - там должны быть люди.
Ох, не советуем вам приникать на базу этим путем!!! Как потом выяснилось - именно этот периметр охраняется злобным ВОХРом с собаками и пистолетами. Ну, до стрельбы, надеемся, дело бы не дошло, а вот с зубастыми четвероногими объясняться было бы тяжело. Так что нам повезло, что проникли незамеченными. Лучше же заходить на базу через северные ворота (рядом с остановкой).
Хотели мы вначале подробно описать метод нашего проникновения к подвижному составу. А потом решили - не стоит. В конце концов реальные люди, работники базы, пошли, как бы это помягче сказать, на нарушение должностной инструкции, пустив нас внутрь. Должны же были в лучшем случае гнать взашей, обнаружив присутствие людей с блокнотом и фотоаппаратом на закрытом объекте. Скажем только, что в результате 10-минутной беседы мы нашли общий язык и получили карт-бланш на экскурсию.
В защиту доброго служебного имиджа скажем только, что экскурсия проходила в сопровождении троих сопровождающих, да и сказали нам, что неплохо бы наши паспорта глянуть, да переписать наши данные. Паспорта были немедля продемонстрированы. Убедившись, что мы "свои, рассейские" от идеи нас записать отказались.
Первым, на кого мы вышли, был Иван Николаевич. Объяснив, что в карельские леса нас в первую очередь привело желание глянуть на
Иван Николаевич оказался очень разговорчивым и осведомленным человеком. Оказывается, он успел поработать в депо Перерва и Нахабино машинистом электропоезда и много чего пытался рассказать. Запомнилась дата - 1962 год - по его словам именно тогда "депо Нахабино избавилось от Ср3". Рассказывал еще про специальные детские вагоны, включавшиеся в Ср3. Эти вагоны отличались от обычных оформлением салона по мотивам сказок и наличием двух проводников, а не одного, как в других вагонах.
Между паровозом Эр и тепловозом 2ТЭ10М на платформе стоит
Начинаем гулять вдоль машин. Обнаруживаем 3 вагона электропоезда ЭР1, среди которых головной вагон
Пути ТЧ-20 расположены в южной части базы. Из хранящегося там подвижного состава обратили внимание только на
Вдруг из паровоза Эр появляется голый по пояс начальник - Виктор Иванович. Оказывается он там спал/загорал. Хорошенькое местечко! :-)
К нам Виктор Иванович отнесся благосклонно, и даже возглавил продолжение экскурсии. Ходим, фотографируем, переписываем номера. Выяснилось, что часть подвижного состава принадлежит
Вот что получилось со списком:
ЭЛЕКТРОПОЕЗДА музейные (все переписаны):
ЭР1-101 (головной)
ЭР1-108
ЭР1-103
Ср3-11428 (головной)
Ср3-1687
Ср3-1428
Ср3-21650 (головной)
ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ТЧ-20 (не все переписаны):
ЭР2-494 (состав)
ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА ТЧ-12
вагон Д-214-2 (используется как бытовой)
ПАРОВОЗЫ ТЧ-12 (все переписаны):
(на жидком топливе):
тендер Ша-95
тендер (?)
Эр-766-24 с тендером (тендер MAVAG, зав. № 3497, 1959 г.)
Эр-767-77 с тендером (паровоз 1950 г., тендер MAVAG, 1950, зав. № 3649)
Эр-770-58 с тендером (паровоз "сделано в Польше", 1950 г., тендер - завод им. Готвальда)
Эр-788-81 с тендером (паровоз PAFAWAG 1958 г., тендер PAFAWAG)
Эр-791-59 с тендером
Эр-791-71 с тендером (тендер PAFAWAG, 1955 г.)
ПАРОВОЗЫ музейные (все переписаны):
(на жидком топливе):
СО17-4590 ("Серго") с тендером
ТЭ-5694 ("Тереза") с тендером
Эр-770-72 с тендером
(на твердом топливе):
Эм-715-20 с тендером
Эм-721-81 с тендером
ТЕПЛОВОЗЫ ТЧ-12 (не все переписаны):
ТУ3-001 (узкоколейный на платформе)
2ТЭ10М-2260
2М62-0583
2М62-0601
2М62-0628 (зав. № 4512)
2М62-0629 (зав. № 4511)
2М62-0706
2М62-0789
2М62-0812 (зав. № 4914)
2М62-0826
2М62-0827
2М62-1045
ТЭМ1-463
ТЭМ1-1499 (рабочий)
ТЭМ1-1555
ЭЛЕКТРОВОЗЫ ТЧ-12 (не все переписаны):
ВЛ10у-709
ВЛ10-867
ВАГОНЫ ТЧ-12 (не все переписаны):
часть вагона электропоезда (предположительно серии Сд), за толщину стенок прозванный на базе бронированным (используется как мастерская)
обычный плацкартный вагон КВЗ (без части тамбура, видимо побывал в переделке)
ВАГОНЫ музейные (все переписаны):
2 вагона-теплушки (тара 34 тонны)
Кроме того, как сказал Виктор Иванович, время от времени появляются и другие машины, были здесь и Ов, и П36 и еще что-то
Благодарим хозяев. Нам на прощание советуют не ходить больше к ним через восточные ворота и направляют к северным воротам, к автобусной остановке. Автобуса так и не дождались, пошли пешком, по дороге пытаясь что-либо поймать. Ничего хорошего из этого не вышло, пешком, срезав через лес, доходим до Зеленогорска. Небольшая экскурсия по Териоки - Зеленогорску. Дошли до Золотого пляжа, покрутились на "чертовом колесе", пофотографировали.
Покупаем билеты, садимся на поезд, едем в Петербург. Как оказалось, на вокзале конец платформы совсем не огорожен и не охраняется. Наоборот - даже лестница вниз широкая есть. Игнорируем надпись "Хождение по путям запрещено!" и, миновав турникеты, отправляемся в локомотивное депо. Тепловоз на платформе оказался
Диме пора на поезд. На метро добираемся до Московского. Кстати, ведется ремонт фасада вокзального здания архитектора Тона, выходящего на площадь Восстания - подготовка к празднику.
На самом же вокзале - красота. Милиции и ОМОНа больше чем пассажиров! В буквальном смысле слова. Поезд 37, на котором Дима уехал, сопровождался аж 8 ОМОНовцами. Без побоища в пути не обошлось :-( Всему виной - волевая победа Зенита над Спартаком на Петровском.
Прощальная бутылка пива на платформе. Расставание
Из вагонного окна Дмитрий заметил недалеко от моста через Обводный канал сцеп из пяти сверкающих свежей краской электровозов:
1. Ф-07
2. ЧС1-041
3. ЧС200-001 или 002 (с угловатой кабиной)
4. ВЛ41 (номер разглядеть не успел)
5. Нечто похожее на ВЛ19 или ВЛ22 (этот электровоз был почти полностью загорожен товарными вагонами и разглядеть его было сложно).
Вероятно это и есть локомотивы, отобранные и подготовленные для выставки на Варшавском вокзале ко Дню железнодорожника 5 августа.
Игорь Копайсов,
Дмитрий Сутягин