Зеленогорск.
База запаса локомотивов.

ОТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ

ДАТА: 30 июня 2001 года

МАРШРУТ: Санкт-Петербург-Финляндский - Зеленогорск - База запаса Зеленогорск - Зеленогорск - Санкт-Петербург-Финляндский - Санкт-Петербург-Главный

УЧАСТНИКИ: Дмитрий Сутягин (Обнинск), Игорь Копайсов (Санкт-Петербург)

ЦЕЛЬ: Определение местонахождения базы запаса Зеленогорск, изучение возможности проникновния на базу, выяснение нынешнего состояния ТУ3-001, ознакомление с парком подвижного состава, хранящегося на базе.

1. ФИНЛЯНДСКИЙ ВОКЗАЛ

На вокзале оказались около 14 часов. Купив за свои кровные билеты до Зеленогорска (6 зона, 18 руб. штука) отправились изучать недавно установленные турникеты. Стоят они при выходе из главного вокзального здания на платформы. Раньше это была открытая лоджия с колоннами, построили стенку (со стороны платформ) и установили штук 15 турникетов. (Причем, часть из них аналогичны турникетам Питерского метро, а часть - со стеклянными распахивающимися дверцами.) Игорь воспользовался сим чудом техники впервые в жизни, Дима человек опытный - не раз такую процедуру в Москве проходил.

На вокзале, на 3 пути, стоял серо-синий "Сибелиус" (пассажирский поезд VR - Железных дорог Финляндии - единственный поезд формирования страны дальнего зарубежья, заходящий в Россию), прибывший из Хельсинки. Пассажиры уже все вышли. Дима только успел сделать пару фоток, как "Сибелиус" потянули в отстой до отправления назад через 3 часа.

Мы же побежали на свою электричку до Гаврилово, отправлением в 14:06. На ходу из окна заметили ТУ2, стоящий на платформе в ТЧ-12. Ага, на обратном пути обязательно заглянем!

2. ШУВАЛОВО

В Шувалово лишний раз получили подтверждение, что движение по северному участку Малой Октябрьской (Озерная - Береговая) вряд ли будет осуществляться в этом году. Путь совмещенной колеи (там где платформа МОЖД Шувалово), да и соседние пути забиты товарными вагонами. Оказывается, предприятия, к которым ведут подъездные пути совмещенной колеи 1520/750 мм, в этом году резко повысили свою активность. Станция не справляется с обработкой вагонов для них, потому ДЖД на эти пути не пускают…

3. БЕЛООСТРОВ

В тупике, в нечетной (южной) горловине, стоит паровоз Эр-766-33. Как мы потом узнали, его везли на базу запаса в Зеленогорск, но начали греться буксы, и паровоз оставили в Белоострове, недотянув каких то 19 км. Скорее всего теперь локомотив "пойдет на гвозди".

4. РЕПИНО

Благополучно пережили проверку билетов :-)

5. ЗЕЛЕНОГОРСК

На базу запаса мы поехали "на удачу", даже не зная толком где она. Теперь знаем! Точное место расположения базы отмечено на карте.

Как добраться. Автобус 231 от привокзальной площади на Решетниково до остановки "База". Автобус, судя по расписанию, ходит с интервалом 50 минут. Вариант 2 - то же самое, но пешком от вокзала по шоссе Зеленогорск - Огоньки (старая М10), у знака "Зеленогорск-Конец", повернуть налево на шоссе, выходящее на стратегическую бетонку (северное полукольцо вокруг Петербурга) и далее в Рощино, по шоссе идти до второго переезда, через 300 м после которого, будет та самая остановка. От остановки видна бетонная стена с металлическими воротами (ворота закрыты, но в них - калитка), а вдалеке - ряд тепловозов 2М62.

Мы же "пошли своим путем"! От вокзала по автодороге, идущей вдоль северной стороны железной дороги (прямо от вокзала) в направлении Ушково. Примерно через километр будет кирпичное здание с железнодорожной "птичкой" и надписью "ПЧ-17". В ПЧ ведет путь, проходящий насквозь и уводящий в лес. В ПЧ нашли какого-то паренька, который и подсказал нам, где "холодная стоянка паровозов". Итак, идете по тому самому пути, придерживаясь опор когда-то существовавшей на нем электрификации. В самом ПЧ будет первая стрелка - по ней налево, потом длинная правая кривая, потом длинная прямая (вдалеке виден переезд). Не доходя до переезда линия ветвится на три. Направо пойдешь - куда-то в лес зайдешь, прямо - в Решетниково (Пухтолу) попадешь, налево свернешь - как раз на базу забредешь. Всего идти от вокзала минут 30-40.

6. ПРОНИКНОВЕНИЕ

Впереди показался забор с въездными воротами (закрытыми), а рядом - свободный проход. Заходим, видим впереди много 2М62 и электричек. Короткими перебежками доходим до какого-то здания, рядом с которым припаркован голубой Запорожец - там должны быть люди.

Ох, не советуем вам приникать на базу этим путем!!! Как потом выяснилось - именно этот периметр охраняется злобным ВОХРом с собаками и пистолетами. Ну, до стрельбы, надеемся, дело бы не дошло, а вот с зубастыми четвероногими объясняться было бы тяжело. Так что нам повезло, что проникли незамеченными. Лучше же заходить на базу через северные ворота (рядом с остановкой).

7. ЛЮДИ

Хотели мы вначале подробно описать метод нашего проникновения к подвижному составу. А потом решили - не стоит. В конце концов реальные люди, работники базы, пошли, как бы это помягче сказать, на нарушение должностной инструкции, пустив нас внутрь. Должны же были в лучшем случае гнать взашей, обнаружив присутствие людей с блокнотом и фотоаппаратом на закрытом объекте. Скажем только, что в результате 10-минутной беседы мы нашли общий язык и получили карт-бланш на экскурсию.

В защиту доброго служебного имиджа скажем только, что экскурсия проходила в сопровождении троих сопровождающих, да и сказали нам, что неплохо бы наши паспорта глянуть, да переписать наши данные. Паспорта были немедля продемонстрированы. Убедившись, что мы "свои, рассейские" от идеи нас записать отказались.

Первым, на кого мы вышли, был Иван Николаевич. Объяснив, что в карельские леса нас в первую очередь привело желание глянуть на ТУ3-001, мы услышали, что это не к нему - надо идти в ТЧ-12. Как так? Мы же полтора часа как с Финляндского! Нет, оказывается база запаса делится на 2 части - база депо Петербург-Финляндский ТЧ-20 (электропоезда) и база депо Петербург-Финляндский ТЧ-12 (тепловозы, паровозы, электровозы…). Иван Николаевич - как раз представитель ТЧ-20, а нам надо к Виктору Ивановичу - начальнику базы ТЧ-12. Идем его искать, нам навстречу, из вагона дизель-поезда Д-214-2, появляется женщина пенсионного возраста, которую зовут Татьяна (отчества к сожалению так и не узнали). Идем искать начальника вчетвером - нет нигде. Оставили затею найти шефа и повели нас к объекту основного интереса.

Иван Николаевич оказался очень разговорчивым и осведомленным человеком. Оказывается, он успел поработать в депо Перерва и Нахабино машинистом электропоезда и много чего пытался рассказать. Запомнилась дата - 1962 год - по его словам именно тогда "депо Нахабино избавилось от Ср3". Рассказывал еще про специальные детские вагоны, включавшиеся в Ср3. Эти вагоны отличались от обычных оформлением салона по мотивам сказок и наличием двух проводников, а не одного, как в других вагонах.

8. БАЗА

Между паровозом Эр и тепловозом 2ТЭ10М на платформе стоит ТУ3-001. Внешний вид - вполне, если не считать облезлой краски. Окна, двери заварены металлическими листами (см. последнее фото ТУ3-001 на МОЖД). Как его туда привезли - так и стоит, никто его не трогает. Ну и хорошо!

Начинаем гулять вдоль машин. Обнаруживаем 3 вагона электропоезда ЭР1, среди которых головной вагон ЭР1-101. Первый вагон серии ЭР1!

Пути ТЧ-20 расположены в южной части базы. Из хранящегося там подвижного состава обратили внимание только на ЭР2-494. Та самая, которая довезла нас в Рахью без малого год назад! (см. фото и наш отчет о той поездке).

Вдруг из паровоза Эр появляется голый по пояс начальник - Виктор Иванович. Оказывается он там спал/загорал. Хорошенькое местечко! :-)

К нам Виктор Иванович отнесся благосклонно, и даже возглавил продолжение экскурсии. Ходим, фотографируем, переписываем номера. Выяснилось, что часть подвижного состава принадлежит не ТЧ-12, а "музею". Какому музею, так и не поняли, но скорее всего музею Чубарова (Шушары).

Вот что получилось со списком:


БАЗА ЗАПАСА ЗЕЛЕНОГОРСК

ЭЛЕКТРОПОЕЗДА музейные (все переписаны):
ЭР1-101 (головной)
ЭР1-108
ЭР1-103
Ср3-11428 (головной)
Ср3-1687
Ср3-1428
Ср3-21650 (головной)

ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ТЧ-20 (не все переписаны):
ЭР2-494 (состав)

ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА ТЧ-12
вагон Д-214-2 (используется как бытовой)

ПАРОВОЗЫ ТЧ-12 (все переписаны):
(на жидком топливе):
тендер Ша-95
тендер (?)
Эр-766-24 с тендером (тендер MAVAG, зав. № 3497, 1959 г.)
Эр-767-77 с тендером (паровоз 1950 г., тендер MAVAG, 1950, зав. № 3649)
Эр-770-58 с тендером (паровоз "сделано в Польше", 1950 г., тендер - завод им. Готвальда)
Эр-788-81 с тендером (паровоз PAFAWAG 1958 г., тендер PAFAWAG)
Эр-791-59 с тендером
Эр-791-71 с тендером (тендер PAFAWAG, 1955 г.)

ПАРОВОЗЫ музейные (все переписаны):
(на жидком топливе):
СО17-4590 ("Серго") с тендером
ТЭ-5694 ("Тереза") с тендером
Эр-770-72 с тендером
(на твердом топливе):
Эм-715-20 с тендером
Эм-721-81 с тендером

ТЕПЛОВОЗЫ ТЧ-12 (не все переписаны):
ТУ3-001 (узкоколейный на платформе)
2ТЭ10М-2260
2М62-0583
2М62-0601
2М62-0628 (зав. № 4512)
2М62-0629 (зав. № 4511)
2М62-0706
2М62-0789
2М62-0812 (зав. № 4914)
2М62-0826
2М62-0827
2М62-1045
ТЭМ1-463
ТЭМ1-1499 (рабочий)
ТЭМ1-1555

ЭЛЕКТРОВОЗЫ ТЧ-12 (не все переписаны):
ВЛ10у-709
ВЛ10-867

ВАГОНЫ ТЧ-12 (не все переписаны):
часть вагона электропоезда (предположительно серии Сд), за толщину стенок прозванный на базе бронированным (используется как мастерская)
обычный плацкартный вагон КВЗ (без части тамбура, видимо побывал в переделке)

ВАГОНЫ музейные (все переписаны):
2 вагона-теплушки (тара 34 тонны)


Кроме того, как сказал Виктор Иванович, время от времени появляются и другие машины, были здесь и Ов, и П36 и еще что-то…

9. ЭВАКУАЦИЯ

Благодарим хозяев. Нам на прощание советуют не ходить больше к ним через восточные ворота и направляют к северным воротам, к автобусной остановке. Автобуса так и не дождались, пошли пешком, по дороге пытаясь что-либо поймать. Ничего хорошего из этого не вышло, пешком, срезав через лес, доходим до Зеленогорска. Небольшая экскурсия по Териоки - Зеленогорску. Дошли до Золотого пляжа, покрутились на "чертовом колесе", пофотографировали.

10. ТЧ-12

Покупаем билеты, садимся на поезд, едем в Петербург. Как оказалось, на вокзале конец платформы совсем не огорожен и не охраняется. Наоборот - даже лестница вниз широкая есть. Игнорируем надпись "Хождение по путям запрещено!" и, миновав турникеты, отправляемся в локомотивное депо. Тепловоз на платформе оказался ТУ2-191 Малой Октябрьской ж.д. Стоит там бедолага с прошлого года без движения. Уж и не знаем, вернется ли он в Озерки…

11. МОСКОВСКИЙ ВОКЗАЛ

Диме пора на поезд. На метро добираемся до Московского. Кстати, ведется ремонт фасада вокзального здания архитектора Тона, выходящего на площадь Восстания - подготовка к празднику.

На самом же вокзале - красота. Милиции и ОМОНа больше чем пассажиров! В буквальном смысле слова. Поезд 37, на котором Дима уехал, сопровождался аж 8 ОМОНовцами. Без побоища в пути не обошлось :-( Всему виной - волевая победа Зенита над Спартаком на Петровском.

Прощальная бутылка пива на платформе. Расставание…

11. ВИД ИЗ ОКНА

Из вагонного окна Дмитрий заметил недалеко от моста через Обводный канал сцеп из пяти сверкающих свежей краской электровозов:
1. Ф-07
2. ЧС1-041
3. ЧС200-001 или 002 (с угловатой кабиной)
4. ВЛ41 (номер разглядеть не успел)
5. Нечто похожее на ВЛ19 или ВЛ22 (этот электровоз был почти полностью загорожен товарными вагонами и разглядеть его было сложно).

Вероятно это и есть локомотивы, отобранные и подготовленные для выставки на Варшавском вокзале ко Дню железнодорожника 5 августа.

Игорь Копайсов,
Дмитрий Сутягин


ИЛЛЮСТРАЦИИ

Фрагмент карты окрестностей Зеленогорска. Место базы запаса отмечено красным кружком. 176x243 - 15 923 байт
Пассажирский и багажный вагоны поезда Сибелиус 640x480 - 28 863 байт 640x480 - 27 964 байт
Вокзал станции Зеленогорск 640x480 - 45 679 байт
База запаса локомотивов Зеленогорск 640x480 - 41 329 байт 640x480 - 69 767 байт
Узкоколейный тепловоз ТУ3-001 640x480 - 56 058 байт 640x480 - 56 418 байт 640x480 - 62 618 байт 640x480 - 52 923 байт
Тепловоз 2М62-0629 480x640 - 37 772 байт
Головной вагон электропоезда Cр3-11428 640x480 - 37 816 байт
Тележка вагона электропоезда Cр3 640x480 - 43 886 байт
Головной вагон электропоезда ЭР1-101 640x512 - 61 596 байт
Тележка прицепного вагона электропоезда ЭР1 640x480 - 77 567 байт
Паровоз СО17-4593 640x480 - 52 384 байт
Паровоз ТЭ-5694 640x480 - 56 104 байт
Паровоз Эр-770-72 640x480 - 73 905 байт
Паровозы Эм-721-81 и Эм-715-20 640x480 - 62 215 байт 640x480 - 75 043 байт
Мастерская, сделанная из вагона электропоезда Сд 640x480 - 54 488 байт
Виды Зеленогорска с колеса обозрения 640x480 - 35 620 байт 640x480 - 33 209 байт
Узкоколейный тепловоз ТУ2-191 в локомотивном депо Санкт-Петербург Финляндский 640x480 - 37 525 байт 640x480 - 39 576 байт 640x480 - 42 627 байт


Hosted by uCoz